Численное гидродинамическое моделирование распространения волн паводков и наводнений различного генезиса (таяние снега, интенсивные осадки, прорыв плотин) выполнено для многих десятков водных объектов и гидротехнических сооружений по всей России. Разработанные ИВП РАН модели (
Stream, Flood) и оригинальные расчетные алгоритмы хорошо адаптированы под реальные гидрологические ситуации. Ниже приведены лишь некоторые из множества реализованных проектов, иллюстрирующие высокую эффективность и актуальность наших разработок для решения прикладных водохозяйственных задач. Среди них - примеры моделирования как уже произошедших, так и потенциально возможных и наиболее вероятных (в зависимости от задаваемых условий) гидрологических событий.
Построены гидродинамические модели:
- водохранилищ водораздельного бьефа
Канала им. Москвы (Гидроузел №7) для оценки зон затопления и вероятных ущербов при распространении волн прорыва судоходного гидротехнического сооружения;
- участка
Москвы-реки в районе Захарковской поймы для обоснования планировочных решений территории;
- участка р. Волги в районе г. Ярославль для оценки последствий затопления территории города волной прорыва
Рыбинского гидроузла;
- участка
р. Адагум для анализа развития
затопления территории г. Крымска в результате катастрофического наводнения 2012 года;
-
поймы Нижнего Дона в районе г. Ростова-на-Дону;
- долины р. Белой у г. Уфы;
- участка
р. Ии в районе г. Тулуна, для анализа катастрофического наводнения 27 июня – 2 июля 2019 года и разработки системы структурных мероприятий;
- участка
долины р. Истры для оценки влияния дорожной инфраструктуры на развитие прорывного паводка;
- участка
р. Камы в районе расположения Воткинской ГЭС для оценки вероятного вреда от аварии напорного фронта
Чайковского шлюза.
Создана гидродинамическая модель участка
р. Урал и Кушумского канала (Урало-Кушумская ООС) для изучения способов предотвращения гидродинамических аварий на каскадах водохранилищ. Разработка схемы экстренного опорожнения
водохранилищ Волжско-Камского каскада гидроузлов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера также проводилась с помощью численных экспериментов на созданных в ИВП РАН численных гидравлических моделях отдельных звеньев каскада. Получены решения для ликвидации последствия ЧС в Приморском крае, где в 1989 г. прошел высокий осенний паводок, приведший к подтоплению населенных пунктов и чрезвычайным условиям эксплуатации Дальневосточной железной дороги. По гидродинамической модели участка бассейна
р. Уссури (ст. Чалданка - ст. Дальнереченск) проведены численные эксперименты и разработаны рекомендации по предотвращению подобных аварийный ситуаций.
ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ STREAM 2D →ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ FLOOD →